Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал. Современный мир профессий огромен, разнообразен, а также расширяется и изменяется год от года. В связи с этим в данных условиях существует необходимость правильного, объективного, обоснованного и в данный момент времени необходимого Вам и обществу выбора профессии.
Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование.
На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбора профессии. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения.
Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.
Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии.
Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
1.Внешние причины выбора профессии
Мнение окружающих о профессии и её престижности (друзья, родители, успешные знакомые). Часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.
Очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.
Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.
Доступность обучения. Согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.
2.Внутренние причины выбора профессии
Интерес наряду со способностями - одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания.
Важны и физические возможности. Если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
Наличие склонностей к разным видам деятельности, талантов, способностей становятся видны уже в детских садах и школах. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.
В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя это нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе. Необходимо знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.
Какой выбор можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)
Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели. Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами: личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними: деньги, связи, случай.
Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга, которые еще называют задатками, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общие и специальные.
К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.
Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.
Каждая конкретная профессия предопределяет количественное и качественное выражение отдельных психических образований (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание, воля). Их взаимосвязь и взаимодействие в процессе выполнения производственных операций обусловливает необходимость наличия определенных способностей.
Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная известным психологом Е.А. Климовым. Эта классификация включает в себя пять типов профессий.
1. «Человек–живая природа» (П).
В эту группу отнесены профессии, предметные области которых связаны с растительными и животными организмами и условиями их существования. Профессии, связанные с техникой, основанной на биологических, сельскохозяйственных науках: агроном, растениевод, лесовод, фитопатолог («айболит» для растений), ветеринар, зоотехник, животновод, микробиолог.
2. «Человек–техника и неживая природа» (Т).
Работники имеют дело с неживыми (абиотическими) предметами, системами (природными и техническими). Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, инженер-конструктор, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. «Человек–человек и социальные системы» (Ч).
Предметом распознания, обслуживания, преобразования здесь являются люди, их сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например: продавец продовольственных товаров, организатор производства, менеджер по персоналу, врач, учитель.
4. «Человек–знаковая система» (З).
Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы, таблицы – предметные миры, которые занимают представителей этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5. «Человек–художественный образ» (X).
Явления, факты художественного отображения, оформления действительности – то, что занимает представителей этого типа профессий. В эту группу относятся профессии: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер, живописец.
Источником профориентационной поддержки может стать любой человек (друг, знакомый, учитель, кто-нибудь из членов семьи), средство массовой информации, модные тенденции на рынке профессий. Но это, как правило, односторонняя помощь, которая заключается в совете, пропаганде или агитации.
Психолог-профконсультант, зная возрастные особенности школьника, основные принципы и закономерности самоопределения, имея представление о мире профессий в целом и особенностях рынка труда, может более грамотно организовать и сопровождать процесс личностного и профессионального самоопределения. В некоторых случаях для этого требуется разовая консультация, иногда проводится серия развивающих занятий.
В идеале профориентационное сопровождение это длительный психолого-педагогический процесс, который заключается в доскональном изучении индивидуальных особенностей школьника, в обучении его самоанализу, в ознакомлении с профессиями и с теми трудностями, которые та или иная профессия предъявляет человеку.
Медицинский психолог Е.Б. Трубецких