Правильный  выбор  профессии  позволяет  реализовать  свой  творческий потенциал. Современный мир профессий огромен, разнообразен, а также расширяется и изменяется год от года. В связи с этим в данных условиях существует необходимость правильного, объективного, обоснованного и в данный момент времени необходимого Вам и обществу выбора профессии.

 Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование.

 На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбора профессии. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения.

 Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

 Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии.

 Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

 1.Внешние причины выбора профессии

 Мнение окружающих о профессии и её престижности (друзья, родители, успешные знакомые).  Часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.

      Очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.

     Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.

     Доступность обучения. Согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.

 

2.Внутренние причины выбора профессии

 Интерес  наряду со способностями - одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания.

   Важны и  физические возможности.  Если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.

     Наличие склонностей к разным видам деятельности, талантов, способностей  становятся видны уже в детских садах и школах.  Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

 В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя  это нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе. Необходимо знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

 Какой выбор можно считать правильным?  

 Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

 Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой  работы  качеств:  интеллектуальных,  физических,  психологических (МОГУ).

 В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)

 Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели.  Цели  должны  быть  обеспечены  внутренними  ресурсами:  личностными особенностями,  склонностями,  способностями,  профессионально  важными качествами,  а  не  внешними:  деньги,  связи,  случай.

 Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга, которые еще называют задатками, то есть заранее данными от природы  качествами.  К  задаткам  относят  силу,  уравновешенность  и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков  возникают  различные  способности.  Способности - это индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общие и специальные.

 К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого  в  разной  степени),  и  которые  важны  для  самых  разных  видов деятельности. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий.  Сотрудник  правоохранительных  органов,  официант,  массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.

 Коммуникативные  способности  для  большинства  профессий  не  менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача,  учителя,  менеджера  во  многом  зависит  от  их  эмоциональной устойчивости и умения общаться.

   Каждая  конкретная профессия  предопределяет  количественное  и  качественное  выражение отдельных  психических  образований  (ощущения,  восприятие,  память, мышление,  воображение,  речь,  внимание,  воля). Их  взаимосвязь  и взаимодействие  в  процессе  выполнения  производственных  операций обусловливает  необходимость  наличия  определенных  способностей.

   Общепризнанной  и  наиболее используемой  в  профориентации классификацией  профессий  является  психологическая  классификация, предложенная  известным психологом Е.А. Климовым.  Эта классификация включает в себя пять типов   профессий.

 1.     «Человек–живая природа» (П).

 В эту группу отнесены профессии, предметные области  которых  связаны  с  растительными  и  животными  организмами  и условиями  их  существования. Профессии, связанные с  техникой,  основанной  на  биологических, сельскохозяйственных  науках:  агроном,  растениевод,  лесовод,  фитопатолог («айболит» для растений), ветеринар, зоотехник, животновод, микробиолог.

 2.     «Человек–техника и неживая природа» (Т).

 Работники имеют дело с неживыми  (абиотическими)  предметами, системами  (природными  и техническими). Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, инженер-конструктор,  электрослесарь,  инженер-электрик,  техник-технолог общественного питания.

 3.     «Человек–человек и социальные системы» (Ч).

 Предметом распознания, обслуживания, преобразования здесь являются люди, их сообщества, группы населения,  люди  разного  возраста.  Например:  продавец  продовольственных товаров, организатор производства, менеджер по персоналу, врач, учитель.

 4.     «Человек–знаковая система» (З).

 Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы, таблицы – предметные миры, которые  занимают  представителей  этого  типа.  Примеры:  оператор фотонаборного  автомата,  программист,  чертежник-картограф,  математик, редактор издательства, языковед.

 5.     «Человек–художественный образ» (X).

 Явления, факты художественного отображения, оформления действительности – то, что занимает представителей этого  типа  профессий.  В эту группу  относятся  профессии:  художник-декоратор, художник-реставратор,  настройщик  музыкальных  инструментов,  концертный исполнитель, артист балета, актер, живописец.

  Источником профориентационной поддержки может стать любой человек (друг, знакомый, учитель, кто-нибудь из членов семьи), средство массовой информации, модные тенденции на рынке профессий. Но это, как правило, односторонняя помощь, которая  заключается  в  совете,  пропаганде  или  агитации. 

 Психолог-профконсультант, зная возрастные особенности школьника, основные принципы и закономерности  самоопределения,  имея  представление  о  мире  профессий  в целом  и  особенностях  рынка  труда,  может  более  грамотно  организовать  и сопровождать процесс личностного и профессионального самоопределения. В некоторых  случаях  для  этого  требуется  разовая  консультация,  иногда проводится  серия  развивающих  занятий. 

 В  идеале  профориентационное сопровождение это длительный психолого-педагогический процесс, который заключается в доскональном изучении индивидуальных особенностей школьника, в обучении его  самоанализу,  в  ознакомлении  с  профессиями  и  с  теми трудностями, которые та или иная профессия предъявляет человеку.

 

Медицинский психолог                                                     Е.Б. Трубецких