Суицид- это добровольный уход из жизни.

Россия занимает одно из первых мест по количеству суицидов в целом, по суицидам среди детей и подростков занимает 3 место в мире и 1 место в Европе. Статистика эта чудовищна.

 Мировая статистика занижена. На самом деле суицидов совершается больше. Имеются данные, что каждый год из жизни добровольно уходит 1 млн человек. На самом деле их в 2-3 раза больше, потому что суд-мед эксперты принимают за суициды определенные способы ухода из жизни. При помощи медикаментов- они не принимают как суицид. Смерть в ДТП тоже не принимается как суицид ( могут броситься под машину).А с другой стороны, это большое горе при потере близкого человека, это страдание, это человеческая боль, которую испытывают близкие. Но суицид-это не просто потеря человека. Это добровольный уход из жизни. Человек из жизни ушел тогда, когда психотравмирующая ситуация стала невыносимой. И человек, не находя поддержки среди близких людей, не находит никакого другого, как только уйти из жизни. Родственники, потеряв близкого человека, испытывают боль  потери, горе, растерянность, обиду и гнев. Ему было настолько нечеловечески больно, что он готов был раз и навсегда это прекратить. Родственники думают: «он не обратился ко мне, он не попросил у меня помощи, н не сказал мне, что ему настолько больно, значит я никто для него, значит я для него чужой, я представляю для него ну точно не близкого человека». Эти мысли вызывают боль у оставшихся близких людей, чувство обиды и гнева, ком переживаний. Эти чувства гипертрофируются у родственников. Всё вперемежку: чувство обиды, гнев и вина. Первая мысль, которая рождается у родных: хоть бы это не суицид, потому что если признают, что это не суицид, этой боли нечеловеческой станет намного меньше. Появится мысль, что «он не меня отверг». Родственники цепляются за любую возможность признать факт смерти не суицидом, а случайной смертью, пусть даже насильственной смертью. Какой  угодно, но только не добровольный уход из жизни. Это говорит о том, что статистика занижается. И это из-за того, что «невозможно перенести эту сильную боль».

                                                                 Детские и подростковые суициды

В жизни человека есть несколько периодов,   пиков, когда есть риск, опасность выхода из разных ситуаций таким способом, как суицид. Первый пик связан с подростковым возрастом. Подростковый возраст является самым сложным на протяжении всей дистанции развития. Человек впервые со всей полнотой связывается с проблемами, которые он вынужден решать и эти проблемы очень сложны. Проблемы, связанные со взаимоотношениями с собой и со всем миром, проблемы нахождения своего места, достойным ему в этом мире. Проблемы, связанные с доказательством своей значимости и взрослости.

Эти проблемы могут оказаться для человека очень сложными и неразрешимыми в том случае, когда он оказывается с ними один на один. Реальность оказывается именно таковой, что подросток оказывается один на один со своими проблемами, без нашей помощи. Эта ноша порой оказывается для подростка непосильной.

 До подросткового возраста дети редко совершают суицид. Это связано с тем, что суицид – это не только отказ от того, что происходит в мире, но и отказ от себя, категорический отказ от себя. А до подросткового возраста взаимоотношения с собой только устанавливаются, личностное становление относится к подростковому возрасту. Но тем не менее, суицид может совершаться и детьми. Приоритетная  причина этого - это неправильное поведение родителей, находящихся в разводе или в процессе развода. Ребенок использует суицид как средство разрешения тяжелой, трудной для него ситуации. Родители используют ситуацию для «улучшения поведения ребенка», перекладывая вину на плечи ребенка своим неправильным поведением, обвиняющим ребенка в уходе другого родителя из-за «плохих оценок в школе, плохого поведения в детском саду». А ребенок думает: «Вот я сейчас умру, ведь никто плохо себя уже не будет вести,… папа вернется и мы все вместе опять заживем хорошо».

Представления о смерти у ребенка формируются постепенно. Раньше уже к началу или к середине младшего или среднего возраста (школьного) представления о смерти уже были сформированы. Сейчас эта ситуация изменилась. Из-за нынешних игрушек, игр(  герои с множеством жизней ),у них не формируется понятие об абсолютной конечности бытия , представления о смерти оттягиваются по возрасту. Нет представления о смерти как о чем-то абсолютно конечном.

Подростковые суициды отличаются поверхностностью и ничтожностью проблем и поводов ,которые приводят к этому действию (с точки зрения взрослого).Но для подростка эти проблемы кажутся совершенно непреодолимыми, глобальными, которые влияют на его жизнь так, что преодолеть их совершенно невозможно. Группы смерти в интернете занимают место среди причин суицидов столько же, сколько и остальные причины. Если закрыть все группы смерти в Интернете ,то найдутся другие сообщества, которые  будут удовлетворять потребности подростка .

Какие потребности удовлетворяются? Почему вполне нормальные девочки и мальчики из вроде как нормальных семей становятся участниками этих «групп смерти»?

                                                    Возрастные особенности подростка

Каждый возраст имеет свои потребности! Эта потребность- та нужда, которую любыми средствами добиваются.

Если есть потребность ,то человек (подросток) будет включаться в тот вид деятельности, который будет удовлетворять эти потребности по максимуму. В результате этой деятельности получается «новообразование». Он включается в отношения с социумом. И здесь могут быть конфликты , если социум не принимает его новизны (взрослости). Если не обеспечить ребенка ведущим типом деятельности, то получаем  фрустрацию.  Если потребности не удовлетворяются, то подросток будет искать другие способы удовлетворения своих потребностей.

                                         Приоритетные потребности подросткового возраста

1.Быть принятым

2.Самоутверждение

3.Получить признание социума

На этапе младшего школьного возраста особую значимость представлял учитель.

На подростковом этапе – сверстники.

Подросток делает всё, чтобы получить признание социума. Эта потребность настолько значима, что вся его деятельность, вся его жизнь направлена на удовлетворение этой потребности. Он делает всё, чтобы это признание получить. Ведущим типом деятельности, который может привести к удовлетворению этой потребности, является интимно-личностное общение.

«Новообразование»  в подростковом периоде:

1.Чувство взрослости с готовностью проявить ответственность, самостоятельность, самостоятельность суждений, личностная рефлексия, способность погрузиться в мир собственных переживаний, выстроенные взаимоотношения с собой. Ничтожный процент подростков имеют данные новообразования. Почему? Потому что интимно-личностное общение не является ведущим типом деятельности. А ведущим типом деятельности является социально-признаваемая и одобряемая деятельность.

Встает вопрос: если он хочет получить наше одобрение , почему он всё время пакостит? Если он стремится к нашему признанию, то почему он совершает такие гнусные поступки? Не слишком ли много исключений из этого правила? А где написано, что ему нужно наше признание? Ему нужно признание! И если он не получает признание от просоциально настроенного общества, то он будет стремиться его получить в любом месте! И дети, которые мучают животных, и потом с наслаждением выкладывают эти кадры в интернет, они получают признание, но в своей группе. И те, которые унижают достоинство других детей, получают признание в своей группе, и те, которые справляют нужду на вечном огне, также получают признание в своей группе. И если он не находит необходимые условия в просоциальных видах деятельности для получения признания, он будет искать те условия и те средства, и те виды деятельности, которые ему оказываются доступными. В советских школах были пионерские и комсомольские организации. Это были идеальные условия для становления личности подростка. Многие пионерские лидеры вышли оттуда.

Желание получить признание для подростка – это закон природы!! За исключением десидентов и маргиналов. Но это единицы. А в основном эти организации являлись школой взросления, где мы могли получить удовлетворение потребность получить признание.

В настоящее время почти нет мест, где ребенок может зафиксировать свою значимость. Просоциально настроенных видов деятельности в настоящее время нет. Малый процент подростков посещает кружки, занимается спортом, музыкальные школы, танцы.

В подростковом возрасте школа интересует подростка как место встреч, место общения, а не место учебы. Подростковые классы являются провальными в плане учебы, потому что в этом возрасте интересы и потребности совершенно другие. Это закон природы!

Если не начали посещать кружки девочки и мальчики с 5-6 лет, то в в 13-14 лет уже у мальчиков нет времени «накачать мускулы», чтобы самоутверждаться как мужчина, и у девочек нет времени «научиться красиво танцевать», чтобы начать утверждаться как женщина. А интернет и телевидение пропагандируют развратный образ жизни, « эмансипированные» от вопросов нравственности и духовности, транслируют абсолютно безнравственные ценности, а у подростка пока ещё нет критического мышления, он находится на стадии становления. Поэтому они «берут то, что плохо лежит» себе на образец. К сожалению, школ, где организована общественная деятельность, в настоящее время очень мало. Не мероприятия, а деятельность! Обвиняя подростков в гедонистической деятельности и гедонистическом образе жизни ( получении удовольствия), мы забываем, что мы, взрослые, настроены на тоже самое (получении удовольствия). Подростку нужно не готовое мероприятие,  а пролонгированная деятельность: надо давать задание, а он должен делать сделать всё сам. Он должен быть субъектом этой деятельности. В итоге,  если ребенок –подросток оказывается бесхозным, он идет туда, где получит признание. В подростковом возрасте нужно в первую очередь воспитывать, а потом уже учить, т.к. в этом возрасте для подростка учеба не представляется ценным. В подростковом возрасте самое ценное – желание получить признание. Оттуда идут эмо, готы, националистические группы, а в настоящее время – это группы смерти в интернете.  Эти группы направлены на удовлетворение потребностей подростка. Разговоры о том, что они используют интересы ребенка-подростка, способы гипнотического влияния, время суток, когда ослабевает критичность любого человека, это не самое главное! Самое главное в этих группах - это удовлетворение потребности подростка получить признание! В группах смерти подчеркивается их особость: тем, что попасть в эту группу не так просто! Для того, чтобы туда попасть, нужно «пройти проверку». И ещё не факт, что тебя возьмут. Это искусственно создаваемый ажиотаж. Это тревожное ожидание и достижение цели принятия и есть получение «признания»: туда же не всех принимают. Организаторы создают видимость некоего элитного пространства, элитного сообщества, которое доступно не каждому. Для того, чтобы стать членом этого сообщества, подростки проходят обряд инициации.  По сути - это то же самое, когда дети вступали в пионерию или комсомолию, тут тоже есть определенная атрибутика, которая связана с этой группой. «Хочешь стать членом группы, нарисуй синего кита…». Это повышает самооценку, удовлетворяет потребность получения признания. «Хорошие мальчики и девочки», которые хорошо учатся, ходят в музыкальные школы, «начинают выпиливаться», отличаться по другому: они выполняют задания в группах смерти, где получают признание (« они смогли это сделать!»). В музыкальную школу они ходят не потому, что им нравится, а потому, что им это сказали сделать взрослые. В группах смерти особую значимость получают те, кто «выпиливается», кто совершает суицид. Подростки хотят быть отличными от нас, но они хотят быть похожими друг на друга. Он один из …, и отличный из всех остальных. И при помощи слэнга, при помощи каких-то атрибутов, слушания определенной музыки, он отделяется от всего остального мира. Его статус с каждым этапом игры повышается.

 

Также потребность получать яркие необычные впечатления. Это то, что жизненно необходимо подростку. Взрослый может жить серой жизнью, «днем сурка», а подросток не может. Ему нужны яркие, необычные впечатления. Поэтому в группах организуется необычная игра,   такой игрой невозможно столкнуться в другой, нашей, обычной жизни. И каждый новый шаг открывает что-то новое. Этот игровой момент снимает напряжение, убирает опасение ребенка, что «это что-то не то, что здесь что-то не то происходит», притупляет чувство самосохранения. «Это же игра, я же могу выйти из этой игры тогда, когда мне захочется». Вот здесь наступает момент, когда невозможно выйти из игры: если ты отказываешься, то кураторы используют определенные средства, которые не позволяют тебе сделать вот этот ход. Игра состоит из 55 шагов. Последний шаг- это то самое «выпиливание», самоубийство, форму и время которого говорит куратор. Если подросток говорит: «Нет, я не могу это сделать», куратор использует информацию, полученную от ребенка в процессе игры, начинаются угрозы жизни родным и близким. И подросток сделает шаги, которые спасут родных: совершит самоубийство.

Потребность участвовать в делах-испытаниях. Это очень важно для подростка: смогу-не смогу, получится-не получится, способен ли я на такой поступок или не способен. Раньше это «Зарница», «Поисковые отряды» и т.д. Сейчас наш социум подросткам этого не дает. А это потребность: дела-испытания. Группы смерти это дают: «царапания», вырезания на запястьях лезвием дают это чувство «смог, …я сделал это». Это испытание. Он герой с точки зрения его сообщества: «ты супер!», «не то что твои батаны…!»,   « ты супер…,ты прошел этот этап!».

Потребность видеть особые смыслы в определенной деятельности. Это по сути - идеология. Для подростка идеология важна. Он не может что-то делать просто так. Ему важно что-то делать «для чего-то…». В Советские времена искренне верили в коммунистическую идеологию, искренне верили в строительство коммунизма, стремились принести какую-то пользу. При сборе металлолома или макулатуры мы делали социально значимое действие.

В группах смерти - это идеология смерти. Это культ смерти. Но здесь смерть обозначается не как однозначно окончательное, страшное и отвратительное, абсолютно конечное, безобразное. Проводится романтизация смерти: «уставший от жизни, одинокий в море синий кит бросается на берег»… «так и ты, одинокий в море, но среди своих одноклассников, друзей и т. д. Или бабочки: «жизнь бабочки яркая, красивая, но недолгая…, но потом она преобразуется, возрождается в новой жизни». И смерть теперь не что-то страшное, некрасивое, с расколотым черепом и разбрызганными мозгами, а смерть как «перерождение в новую жизнь». Для подростка это очень притягательно.

 

 Подросток- это физиологическая акселерация и психологическая инфантилизация. Это гремучая смесь.

Потребность строить взаимоотношения. Но в наше время нет близких взаимоотношений, в которых остро нуждается подросток. В современном мире у подростка нет пространств и людей, с которыми он мг бы говорить о своих чувствах. Мы, взрослые, постоянно отмахиваемся от своих детей, не говорим о чувствах, «лишь бы были накормлены, одеты и сделаны уроки». «По душам» никто не говорит. А когда они говорят о чувствах, мы говорим: «да брось ты, это не трагедия. А его чувства для него – это трагедия! Лично для него- это трагедия! Слабые попытки подростка поговорить о чем-то значимом для него мы игнорируем, отталкиваем его. А говорить о чувствах нужно! А сейчас нет времени и возможности говорить о чувствах!

Сейчас выросло поколение 90-х годов- это потерянное поколение, которое было абсолютно лишено внимания взрослых людей. А сейчас они уже родители подростков. Они сами ничего не умеют! Вот тут-то этих подростков притягивают группы смерти своей   «отзывчивостью». И он чувствует: «вот это то место,  где меня понимают», «это прямо про меня». Он хочет туда, потому что его «понимают» - получает удовлетворение своих потребностей.

Потребность иметь эталон, образец и следовать ему. С одной стороны взрослый теряет свой авторитет в глазах подростка, а с другой стороны- он всё равно нуждается в присутствии взрослого товарища, образца для подражания. И это будет, если не говорить с ними этими назидательными беседами, говорить о том, как они несовершенны и т.д., а будем делать всё, чтобы удовлетворить его возрастные потребности. К нему надо относиться с уважением! Он хочет, чтобы с ним считались, но мы этого не делаем. Вот здесь и появляются группы смерти. Даже если их всех вместе закрыть, то появятся другие группы, в которые наши дети обязательно вступят, если мы не вступим во взаимодействие с ним. И не такое, как нам надо, не такое, как мы считаем правильным.

 

Что делать, чтобы исправить ситуацию? Неудовлетворение потребностей растягивает   тот период, в котором они должны удовлетворяться, происходит инфантилизация личности ( сохранение предыдущих черт личности на последующих этапах. Неудовлетворенность собственной значимости может тянуться на протяжении всей жизни. Каждого своего спутника жизни он будет использовать как средство для удовлетворения своей потребности. И других людей он будет использовать для доказательства собственной значимости.

В подростковом возрасте – протестное поведение – это норма!

Рост суицидов – это общемировая тенденция.

Американский суицидолог Шнейдман выявил, что все суициденты, независимо от возраста, пола, социальной принадлежности, имеют общие черты:

1.        Общая цель всех суицидентов – это поиск всех решений.  Суицид никогда не является случайным актом. Это преднамеренное действие.

2.       Общий стимул при суициде – это непереносимая душевная боль!

3.       Общая задача  всех суицидов- прекращение этой боли! Человек не умереть хочет, а хочет прекратить ощущение непереносимой душевной боли и единственным способом считает уход из жизни.

4.       Общий стрессор при суициде - фрустрированные психологические потребности (непреодолимость препятствия для достижения цели).

5.       Общее отношение к суициду суицидента – амбивалентное: с одной стороны он хочет уйти из жизни, но он не хочет умереть!, а прекратить душевную боль.

6.       Определенное состояние сознания- тунельное. Он всё видит ограниченно. Либо умереть, либо что-то фантастическое, волшебное. Наша помощь- расширить сознание суицидента. Должны быть выходы только с ориентацией на те потребности, которые были фрустрированы.

7.       Сообщения о намерениях всегда есть, но не напрямую ( «как скучна жизнь, жизнь одинока, всё мрачно» и т. д.) «Не хочу в школу, да лучше мне сдохнуть, чем в школу идти… и т.д.)

Родители чаще снижают значимость сказанного, оставляя подростка один на один с непереносимой душевной болью.

Чтобы помочь выйти из тяжелого состояния- надо вместе с ним проиграть ситуацию. Найти какие-нибудь методы, которые помогут ему эту непреодолимую ситуацию преодолеть.

Суицид- это невероятно сильный поступок! На это нужна смелость. Всегда нужно прорабатывать фрустрированную ситуацию.

8.       Общая суицидальная эмоция - безнадежность, безвыходность, безысходность.

 

               Модели поведения человека в преодолении конфликта:

1.       Соперничество

2.       Уступка

3.       Компромисс

4.       Сотрудничество

5.       Избегание

В разных ситуациях все модели поведения   интересны и полезны, кроме избегания! Если у человека в конфликтах модель преодоления приоритетно избегание, то это создает большие трудности в жизни. В такой модели проблемы не решаются. Такая модель может привести к суициду!

Можно делать всё, кроме избегания решения проблем! Детей надо учить конструктивным формам поведения в решениях проблем.

 

Врач-психиатр детский участковый Погосян А. И.